Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга
На главную Написать письмо Карта сайта

Санкт-Петербург - страны мира / Санкт-Петербург - Азия / Израиль / Исторические связи

Исторические связи

Среди первых жителей Санкт-Петербурга были крещеные евреи, например, вице-канцлер П.Шафиров (1669–1739), первый генерал-полицмейстер города А.Дивьер (1682–1745), почт-директор СПб барон Ф.Аш (1690–1771), камердинер Петра I П.Вульф, шут Петра I Ян д’Акоста. Евреями были финансовые агенты царского двора 1720-30–х годов братья З. и М.Гирши и Л.Липман.

В царствование Елизаветы Петровны (1741–61) даже евреи, принявшие христианство, подвергались преследованиям. Марран А.Санхец (1699–1783), в 1740–47 гг. второй лейб-медик императрицы, избранный при отъезде в Париж почетным членом Петербургской Академии наук, в 1748 году был лишен этого звания по подозрению в приверженности к иудаизму. Очевидно, в это время евреи в СПб не проживали.

Приезд в СПб после разделов Польши (1772–95) еврейских делегаций, ходатайствовавших о смягчении антиеврейского законодательства, а также нескольких еврейских купцов и общественных деятелей – общинных ходатаев, среди них А.Перетц, Л.Невахович, Н.Ноткин, М.Элькан, Л.Элькан и др. – привел к образованию де-факто еврейской общины в несколько десятков человек.

Положение о евреях, принятое в 1804 году разрешало, среди прочего, евреям – промышленникам, ремесленникам и купцам селиться во внутренних губерниях и в столицах. Законы и постановления 60-х гг. позволили проживать вне черты оседлости евреям – купцам 1-й гильдии, лицам с высшим образованием, ремесленникам и отставным солдатам. Начался значительный рост еврейского населения СПб (около 500 чел. в 1858 г. и 16826 – около 2% всего населения – в 1881 г.). С ростом еврейского населения менялся его социальный состав. В 1869 году мещане составляли 41% всего еврейского населения, 40% – отставные солдаты и 13% – купцы. Основными занятиями евреев были ремесла (портняжное, сапожное и пр.) и торговля; количество представителей свободных профессий и крупных предпринимателей было незначительным. К началу 1880-х гг. увеличилось число предпринимателей (17,3% в 1881 г.) и ремесленников-одиночек, уменьшилось число занятых в производстве и в администрации. В 1881 году значительную часть составляли лица свободных профессий (17,2%), среди них – врачи, юристы, писатели и работники искусства.

Увеличение еврейского населения в Петербурге привело к фактическому образованию еврейской общины, существовавшей без официального утверждения властей.

В 1869 году было получено разрешение на постройку хоральной синагоги в Петербурге.

В 1860–70-х гг. началась языковая ассимиляция евреев Петербурга. Число считавших родным языком идиш сократилось с 98% (1869г.) до 83,6 (1881 г.), в то время как число русскоязычных выросло соответственно с 2% до 11,7%.

В период царствования Александра III положение евреев резко ухудшилось. Еврейская община города подвергалась гонениям и ограничениям.

В конце 19 – начале 20 вв. социальный статус евреев Петербурга стал повышаться: уменьшилось количество евреев-ремесленников и увеличилось число занятых в торговле, а особенно представителей свободных профессий (в 1990 г. в Петербурге насчитывалось 926 врачей, юристов, ученых, литераторов и работников искусств – евреев).

Кризис 1881–82 гг. способствовал пробуждению российского еврейства. Одним из первых проявлений этого был созыв в Петербурге двух съездов представителей еврейской общины в 1881, 1882 гг., которые обсуждали также роль еврейской эмиграции. В Петербурге возникают палестинофильские кружки.

В 1893 году была открыта большая синагога (1200 мест), построенная по совету В.В.Стасова в арабско--мавританской стиле.

В 1904-1907 гг. в Петербурге выходил первый сионистский ежемесячник “Еврейская жизнь”, позже начали издаваться еженедельники “Хроника еврейской жизни” и “Рассвет”. Реакция, наступившая после крушения революции 1905–1907 гг., Первая мировая война привели к ослаблению сионистского движения. СПб становится одним из центром прессы на идиш и иврите. Здесь выходила первая ежедневная газета на идиш “Дер фрайнд” (1903–1909 гг.) под редакцией Ш.Гинзбурга. В 1912 году выходил один из первых толстых журналов на идиш “Ди идише велт”.
Евреи создали несколько крупнейших издательств в СПб: И.Эфрон – издательство “Брокгауз и Эфрон”, Н.Цейтлин – издательство “Просвещение”.
В Петербурге жили многие евреи – выдающиеся деятели русской литературы и искусства: художники и скульпторы М.Антокольский, М.Аскназий, Л.Бакст, М.Маймон, И.Гинзбург ; писатели и поэты, воспевавшие Петербург, Б.Лившиц, О.Мандельштам; историки литературы С.Венгеров, А.Волынский, Ю.Айхенвальд и др.

Значительным был вклад евреев в развитие музыкальной жизни столицы. Первая в России консерватория была основана в СПб по инициативе и под руководством А.Рубинштейна, который был ее директором в 1862–67, 1887–91 гг. В состав профессоров консерватории входили Л.Ауэр и Г.Венявский. В 1909 году С.Кусевицкий основал “Российское музыкальное издательство”.
Евреи сыграли большую роль в экономической жизни СПб. Крещеный еврей Л.Штиглиц (1777–1842) в 1820–30-е гг. был придворным банкиром. Евреями был основан целый ряд ведущих банков столицы: Банкирский дом И.Вавельберга (1843–1901), Банкирский дом Гинцбургов.

Февральская революция 1917 года предоставила равноправие евреям, была отменена черта оседлости. Несмотря на это, еврейское население Петрограда значительно уменьшилось в период Октябрьской революции и гражданской войны, в основном вследствие массового бегства из города его жителей, в том числе евреев, и эмиграции части еврейского населения за границу. 1920–е годы характеризуются бурным переселением евреев в Петербург, в основном из Белоруссии и Украины. В результате в конце 20-х годов еврейское население города превысило 100 тыс. человек.

Социально-профессиональный состав еврейского населения в 20-х годах подвергался изменениям по мере усиления еврейской иммиграции. Служащие были наиболее многочисленной группой (40,2% в 1926 г.) Значительной группой оставались ремесленники и торговцы (15,1% в 1928–29 гг.). Число лиц свободных профессий сократилось (с 5% в 1923 до 1,8% в 1928 г.).

В революционных учреждениях Петрограда евреи играли большую роль.

Большевики Л.Каменев и Я.Свердлов были председателями ВЦИК.

Среди многочисленных еврейских культурных заведений и организаций, возникших в 1917–19 гг. выделялся Еврейский университет, открывшийся 8 февраля 1919 года. В 1923 году под нажимом евреев–коммунистов институт был реорганизован в Высшие курсы по изучению истории и языка еврейского народа.
В 1919 году в Петрограде была основана театральная студия на идиш – будущий ГОСЕТ. В 1920-х гг. существовали самодеятельные театры на идиш. В 1920 – начале 1930-х гг. существовали еврейские школы с преподаванием на идиш и на русском языках. Еврейская пресса, закрытая в 1918–19 гг., появилась в начале 20-х годов в виде научно-культурных изданий. Первым изданием такого рода был ежемесячник “Еврейский вестник” (1922).
В Петербурге жили многие писатели, лингвисты, историки литературы: Б.Эйхенбаум, Ю.Тынянов, Ю.Оксман, Г.Гуковский, В Жирмунский, В.Шкловский.
В литературную группу “Серапионовы братья” входили Л.Лунн, В.Каверин, Е.Полонская, М.Слонимский.

В 1930–х гг. еврейское население города продолжало расти, хотя и меньшими темпами, чем в 1920–х гг., и к началу Великой Отечественной войны оно насчитывало около 180 тыс. человек. В этот период была окончательно подавлена еврейская культурная деятельность. В 1937 году была закрыта последняя еврейская школа. Во второй половине 1930–х гг. были арестованы многие еврейские ученые и общественные деятели, среди них И.Цинберг, Х.Александров.
Вскоре после начала войны значительная часть еврейского населения была мобилизована в армию или добровольно вступила в части народного ополчения. Зимой 1941–42 гг. умерли от голода около 1 млн. человек, среди них десятки тысяч евреев.
В 1949 году началась антисемитская кампания, которая нанесла тяжелый удар по ассимилированной еврейской интеллигенции. Среди подвергавшихся преследованиям были известные поэты и писатели А.Гитович, Ю.Герман, кинорежиссеры Л.Трауберг , театральные критики С.Дрейден, И.Шнейдерман, С.Цимбал , литературоведы Б.Эйхенбаум, В.Жирмунский, Г.Гуковский и многие другие.

Период после смерти Сталина (1953) и до середины 1960–х гг. характерен частичной либерализацией режима, что сказалось и на жизни еврейского населения города. По переписи 1959 года насчитывалось 168641 еврей (5,1% всего населения). Единственным еврейским учреждением являлась синагога.
В 1970–80-х гг. Ленинград становится одним из важнейших центров еврейского национального движения. По переписи 1970 года в городе проживало 162587 евреев (4,1% общего населения), 94,7% евреев Ленинграда признало родным языком русский и лишь 5,2% (8454) – идиш. В течение 1970 – первой половины 1980–х гг. число еврейского населения в связи с отрицательным естественным приростом и эмиграцией продолжало снижаться.

С конца 1960–х гг. евреи Ленинграда участвовали в борьбе евреев Советского Союза за право выезда в Израиль. В 1970–80-х гг. оживляется религиозная жизнь, и многие молодые евреи возвращаются к иудаизму.
Значителен вклад евреев Ленинграда в развитие науки, литературы, музыки, театра: писатели и поэты – И.Бродский (лауреат Нобелевской премии по литературе за 1987), С.Маршак, В.Шкловский, ученые – Л.Берг, Г. и А.Гринберги, А.Иоффе, Я.Френкель и др. В Ленинградской консерватории преподавали известные музыканты: Вольф-Израэль, Н.Перельман, М.Хальфин . В Ленинграде были созданы основные произведения выдающегося драматурга Е.Шварца. В 1939 году А.Райкин создал Ленинградский театр эстрады и миниатюр и был его художественным руководителем и актером.

© 1999-2014
Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга
Материалы сайта Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга являются общедоступными и открытыми для использования в некоммерческих (личных, ознакомительных, образовательных, исследовательских и аналогичных) целях. Их перепечатка, а также цитирование в СМИ допускается только при условии ссылки на сайт Комитета, как источник информации. Внесение каких-либо изменений, добавлений или искажений в копируемую (цитируемую) информацию не допускается.
WebComfort